Япония в цвете / Вторая половина XIX века История японской фотографии началась в далеком 1646 году, когда голландские путешественники привезли в Нагасаки первую камеру-обскуру. Сами японцы называли ее «донкуру-каамуру», основываясь на голландском произношении, а для ее описания в научных сочинениях использовали словосочетание «фотографическое зеркало». Второй знаменательной для японской фотографии датой стал 1853 год, когда члены американской экспедиции во главе с коммодором Мэттью Перри прибыли в Страну восходящего солнца. Официальный фотограф экспедиции Элифалет Браун (Eliphalet Brown) был одним из первых, кто сделал фотоснимки с видами Японии (в том же году, независимо от Брауна, там фотографировал русский офицер Александр Федорович Можайский). С некоторых снимков, привезенных Брауном на родину, были сделаны литографии, опубликованные в 1856 году в «Дневнике об экспедиции Перри в Японию 1853–54 годов» (А Journal of the Perry Expedition to Japan 1853–1854) С. Уильямса. Сами же уникальные оригиналы (около 200 дагеротипов) были уничтожены во время пожара. Самая старая сохранившаяся фотография - фото главы княжества Сацума (ныне преф. Кагосима) Симадзу Нариакира, датируемое 1857 годом. Первым профессиональным фотографом-японцем считается Симоока Рэндзе, в начале 1860 г. в г. Йокогама он создал первую в Японии фотостудию. Известными фотографами тех времен были также Уэно Хикома (в 1862 г. открыл коммерческую фотостудию в г. Нагасаки) и Утида Куити (1844-75) (в 1872 г. сделал, пожалуй, самую знаменитую фотографию императора Мэйдзи).В 1860-х годы в Японии создается множество фотостудий. Например, в 1867 г. в одном только г. Осака было около 40 фотографов-профессионалов. Среди них были Тамото Кэндзо(1831-1912) – один из авторов первой коллекции документальных снимков Хоккайдо, сделанной в 1870-е гг. и Укояма Мацусабуро (1838–84 гг.) – первый преподаватель фотоискусства в Военной Академии Японии, некоторые выпускники которой, став военными фотографами, запечатлели в своих работах события Китайско-японской (1894-1895 гг.) и Русско-японской (1904-05 гг.) войн. Японская фотография XIX века интересна прежде всего двумя аспектами — экзотикой быта и культуры Страны восходящего солнца, запечатленной на фотографиях, и самими фотоотпечатками, раскрашенными акварельными красками. Подобный способ обработки готовых изображений повсеместно был распространен, пожалуй, только в Японии. Яркие, насыщенные цвета невольно воскрешают в памяти фильм «Куклы» японского кинорежиссера Такеши Китано. В этих фотографиях есть какая-то неестественная статичность, и дело тут даже не в продолжительном времени выдержки. У зрителя возникает ощущение присутствия в японском театре, кажется, что какую-то секунду назад умолкла музыка и актеры застыли в причудливых позах. Это впечатление не всегда обманчиво, так как многим фотографам действительно позировали профессиональные актеры. И этому есть объяснение: в XIX веке среди коренного населения было распространено забавное с точки зрения европейцев суеверие — люди боялись фотографироваться, считая, что это приведет к смерти или болезни. Что касается пейзажа — основного жанра в японском изобразительном искусстве, то здесь фотографы нередко стремились подражать живописи, намеренно искажая воздушную перспективу. Резкий передний план сменялся растворяющейся легкой дымкой заднего, фигуры оказывались словно выхваченными из окружающего их пространства. Фотографии раскрашивались вручную, и это еще больше усиливало их сходство с живописью и традиционной гравюрой укие-э. Фотография в Японии стала коммерчески успешным предприятием, находившим все больше сторонников среди местных предпринимателей. Известно, что к 1877 году в одном только Токио насчитывалось около 100 профессиональных фотографов. К сожалению, во многих случаях установить имя автора не представляется возможным, поскольку ни негативы, ни тем более отпечатки с них, как правило, не подписывались. #album_photography #album_oriental #album_history #album_ethnic

Теги других блогов: история фотография Япония